ЮРИЙ БОНДАРЕВ "Год лейтенантской прозы на Страстном бульваре"
р
ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОНДАРЕВ
(15.03.1924 г. – 29.03.2020 г.)
"Лейтенантская проза" на Страстном бульваре"
![]() |
Юрий Васильевич Бондарев. 1983 г. (Фото: Владимир Савостьянов / ТАСС) |
Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. Предки по отцовской линии происходили из уральских крестьян. Отец – Василий Васильевич – воевал в Первую мировую войну, во время Гражданской войны вступил в партию большевиков, позже получил юридическое образование и работал следователем. Дед со стороны матери Клавдии Иосифовны был железнодорожным рабочим из Полтавы. В 1920-е и в начале 1930-х годов семья Бондаревых жила в Зауралье, на Южном Урале и в Средней Азии, а в 1931 году переехала в Москву. Ещё в школьные годы Юрий Бондарев вместе с друзьями вёл рукописный литературный журнал, в котором публиковал свои первые стихи и рассказы.
«Это были неповторимые и беспримерные времена. Двор был – одна семья. Почти все ночью выносили кровати и спали под столетними липами. Старшие рассказывали о Гражданской войне… Я во дворе поставил турник, делал солнышко… У меня был второй разряд по гимнастике. Скажу без ложной скромности, что считался самым сильным и храбрым во дворе. Может быть, на меня повлиял Джек Лондон, я любил и до сих пор люблю его безоглядно отважных мужественных героев». (Юрий Бондарев о своём детстве)
Когда началась война, будущему писателю исполнилось 17 лет, и он перешел в десятый класс. Но ещё летом вместе с группой московских комсомольцев он отправился в Смоленск – рыть окопы, строить оборонительные сооружения. Когда они возвращались домой, эшелон попал под бомбежку, но прорвался к столице. Школу Юрий Бондарев окончил в эвакуации, а потом поступил в военное училище в Актюбинске.
Летом 1942 г. Юрия направили на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое в тот момент размещалось в г. Актюбинске. В октябре 1942 г., после ускоренного выпуска, в звании старшего сержанта он был направлен под Сталинград, где зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Воевал на южном фланге Сталинградской битвы – в Котельниковском районе. В бою получил лёгкое ранение в спину и контузию, был обморожен.
«Я и сейчас помню сернистые ожоги стужи в сталинградских степях, ледяной холод орудий, так за ночь прокалённых морозом, что металл чувствовался сквозь рукавицы. Помню пороховую вонь стреляных гильз, жаркий газ от горячего казённика и пустынное безмолвие звёздного неба по ночам... В моей памяти навсегда остался запах мёрзлого хлеба, твёрдого, как камень, ржаных солдатских сухарей, несказанный аромат солдатской «пшёнки» в застылой фиолетовости зимнего рассвета». (Ю. Бондарев)
После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В бою за Хмельницкий получил свою вторую медаль «За отвагу». В приказе по артполку значилось: «Товарищ Бондарев встретил немецкие танки и пехоту огнём своего орудия с открытой огневой позиции. Один танк был подбит и пехота рассеяна. Контратака противника была отбита». В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 г. воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре 1944 г. Юрия Бондарева направили в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учёбы в декабре 1945 г. признали ограниченно годным к службе и демобилизовали по ранениям.
Первые шаги в литературе
«Мы изображали войну такой, какой видели её сами, какой она была». (Ю. Бондарев)
Несколько месяцев после демобилизации молодой офицер Юрий Бондарев не мог выбрать свою судьбу. Он поступил на шофёрские курсы, учился на подготовительном отделении авиационно-технологического института, а в свободное время писал очерки, стихи, прозу. Весной 1946 г. отнёс рассказы в журнал «Новый мир», главным редактором которого был Константин Симонов – поэт и военкор, которого в армии боготворили. Но редактор отдела прозы «завернул» рассказы за «нагнетание страдальческих чувств». После этого Юрий Бондарев решил поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, куда его приняли без экзаменов, в семинар прозы Константина Паустовского. Ещё в студенческие годы в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь» выходили первые рассказы писателя. В 1951 году Юрий Бондарев окончил Литературный институт и сразу же, «по совокупности публикаций в литературных журналах», был принят в Союз писателей СССР. В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева – «На большой реке», затем в 1956 г. – «Юность командиров».
«Окопная правда» Юрия Бондарева
Принято считать, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». «Все мы вышли из бондаревских “Батальонов...”», – писал известный писатель-фронтовик Василь Быков, как бы выражая коллективное мнение всех писателей – участников Великой Отечественной войны, младших офицеров. А известный литературный критик, многолетний главный редактор журнала «Вопросы литературы» Лазарь Лазарев отмечал: «Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, “окопники”».
Вот, что об этом говорил сам Юрий Васильевич Бондарев: «Окопная правда для меня, в первую очередь, – это очень высокая достоверность. Окопная правда – это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, обозначающими оборону. Для меня окопная правда – это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей (старшина на передовой не подвез кухню) до главнейших проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…».
«Батальоны просят огня»
В 1957 г. вышла книга «Батальоны просят огня», сделавшая Юрия Бондарева знаменитым. В основе сюжета один из ключевых этапов Великой Отечественной войны – форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года. Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майоров Бульбанюка и Максимова должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка, южнее города Днепрова для последующего развития наступления дивизии. Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме, завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Для поддержки батальонов в момент переправы и завязывания боя были выделены два орудия из артполка и два расчёта артиллеристов с ними, под командованием лейтенанта Прошина и капитана Ермакова, который до ранения командовал батареей стрелкового полка полковника Гуляева. Однако вскоре командование меняет план наступления, приказав данной дивизии сняться с занимаемых позиций, переместиться севернее Днепрова и, соединившись с другой дивизией, которая понесла большие потери в недавних боях, атаковать город с севера. Уже вступившим в бой батальонам приказано не отступать – теперь их действия должны носить отвлекающий характер… Эпизоды повести использованы автором в сценарии второго фильма киноэпопеи «Освобождение» – «Прорыв» (1969).
В 1985 г. по повести был поставлен одноимённый фильм «Батальоны просят огня» . Фильм был снят к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне на киностудии «Мосфильм» Критики считают «Батальоны просят огня» одним из лучших военных фильмов советского времени.
Роман «Тишина»
В 1962 году Юрий Бондарев написал роман «Тишина». Впервые роман был опубликован в журнале «Новый мир» (№3, 4, и 5 за 1962 г.). В нём писатель рассказывает о судьбе двух «счастливчиков», выживших и вернувшихся победителями с самой страшной войны. Сергей Вохминцев и Константин Корабельников дружат с детства. Вернувшись из окопов и землянок в московские квартиры, они понимают, что жизнь уже никогда не будет прежней. Для Сергея война продолжается; в этой, своей личной войне против трусов и подлецов, сумевших удобно обустроиться в послевоенном быте, Сергей готов идти до конца. Он пренебрегает предупреждениями об опасности, с прямолинейной принципиальностью стремится разоблачить бывшего комбата Уварова, по вине которого погиб взвод…
Почти каждый из выживших, вернувшихся мужчин воевал, имеет фронтовые награды и заслуги. Так чего ж их беречь? На войне ведь не берегли. От них, таких принципиальных, слишком много проблем. Лучше их отправить куда-нибудь подальше от Москвы, например, в геологическую экспедицию в Казахстан.
Роман был дважды экранизирован: в 1963 году Владимиром Басовым на киностудии «Мосфильм» и в 1992 году на Свердловской киностудии Ольгердом Воронцовым. Автором сценария фильмов был Юрий Бондарев.
Двухсерийный художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Басовым - первая экранизация романа Юрия Бондарева. В фильме снимались известные актёры Виталий Коняев, Георгий Мартынюк, Лариса Лужина, Наталья Величко, Лилия Гриценко, Сергей Плотников, Георгий Жжёнов, Евгений Лазарев, Всеволод Сафонов, Михаил Ульянов, Лидия Смирнова, Иван Переверзев и другие. Производство киностудии «Мосфильм». Премьера состоялась 25 января 1964 года.
Роман «Берег»
«А был когда-то Кёнигсдорф, и был май, и солнце, и мы были молоды, и ничто нас не сдерживало, даже война. И неужели тогда… можно было вообразить, что мы встретимся в Гамбурге другими людьми… совсем другими, прожившими целую жизнь?..» (Юрий Бондарев «Берег»)
Роман Юрия Бондарева «Берег» был написан в 1975 году и опубликован в апрельском номере журнала «Наш современник». Это одно из самых известных произведений писателя, которое многие известные критики считают философским. За этот роман писатель был удостоен Государственной премии СССР.
Главный герой – известный советский писатель Вадим Никитин, бывший фронтовик, командир взвода, участвовавший во взятии Берлина, – по приглашению общества любителей литературы прилетает в западногерманский город Гамбург. В богатой владелице книжных магазинов он узнает немецкую девушку, с которой в годы войны его, двадцатилетнего лейтенанта, столкнула военная судьба. В романе присутствуют глубокие раздумья автора о счастье человека, о взаимоотношении человеческой личности и общества, о том, для каждого своем «береге», к которому нравственная натура стремится через душевное самопознание.
![]() |
Кадр из фильма «Берег» |
В 1984 г. по роману Юрия Бондарева «Берег» режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым был снят одноименный фильм.
Роман «Выбор»
Второй роман из трилогии Юрия Бондарева, написанный в 1981 году, во многом перекликается с романом «Берег». Произведение было опубликовано, когда уже повзрослело поколение, которое родилось после Великой Отечественной войны, у этих людей подрастали собственные дети, для которых события сорокалетней давности стали страницами истории, портретами героев. Тех, кто прошёл через ад страшной войны. Чтобы выжить, им приходилось делать иногда очень сложный выбор. Не все выжившие вернулись героями и победителями. То, что пропавшие без вести и прошедшие плен солдаты и офицеры Советской армии, равно, как и оказавшиеся на оккупированной территории, угнанные на работу в Германию, не предатели и не враги, было признано значительно позже. А в то время считалось, что позор плена смыл лишь тот, кто совершил дерзкий побег, а потом отважно сражался в партизанском отряде. А оставшихся на территории, освобождённой союзниками, и вовсе вычеркнули из жизни.
Таким является герой романа «Выбор» Илья Рамзин. Он целеустремлен, занимается спортом, большое внимание уделяет своему духовному росту. Самое страшное для Ильи – оказаться униженным. События в романе показаны глазами друга его детства – известного художника Владимира Васильева. Через сорок лет в Венеции он встречает Илью и узнаёт, что тот не погиб в их последнем бою, а попал в плен, а после освобождения вполне успешно устроился в Италии. Илье больше ничего не грозит, он свободно приезжает в Москву, он не враг, не предатель, он богатый иностранец, турист…
Роман «Игра»
В основе романа Юрия Бондарева «Игра», написанного в 1981-1984 гг. и опубликованного в журнале «Новый мир», – поиск истины, жизнь и судьбы современной русской интеллигенции. Роман как бы логически завершает авторскую трилогию («Берег», «Выбор», «Игра»). В книге поднимаются вопросы добра и зла, смысла жизни, её цели, темы любви и смерти человека, который за недолгий срок своей жизни должен осознать себя и оставить в ней свой неповторимый след. Роман во многом ассоциативен, в нём поставлены проблемы, предоставляющие читателю широкое поле для раздумий. Особо остро прозвучало здесь предостережение Юрия Бондарева «от самоуспокоенности и приукрашивания нашей жизни», от покорности обстоятельствам и повсеместного человеческого равнодушия. В «Игре» ярко демонстрируется острое неприятие «потребительской культуры» Запада, высказывается призыв к очищению советского общества от потребительской скверны. Это роман о том, сколь опасна атмосфера потребительства для самого таланта, если он поддаётся ей, как раздваивает, искажает она душу даже такого крупного художника, каким представлен в романе его герой – кинорежиссёр Крымов.
Художественный фильм «Выбор»
«Выбор» – двухсерийный фильм режиссёра Владимира Наумова, снятый в 1987 году по одноимённому роману Юрия Бондарева. Совместное производство киностудии «Мосфильм» и «Адриано интернэшнл корпорейшен» (США). Авторы сценария – Юрий Бондарев и Владимир Наумов. Композитор – Александр Гольдштейн. В фильме использована музыка Антонио Вивальди.
Советский художник Владимир Васильев, известный на родине и за рубежом, приезжает с женой в Италию, где проходит выставка его работ. Во время традиционного зимнего венецианского карнавала герой неожиданно встречает своего школьного и фронтового друга Илью Рамзина, которого считал погибшим. Тогда, в 1943 году, в одном из боёв командир полка послал Рамзина и Васильева с несколькими бойцами на верную смерть. И Васильев, и его жена, некогда одноклассница обоих друзей, с большим трудом узнают в иностранце того отчаянно смелого Илью. Узнав, что его мать жива, Рамзин начинает хлопотать о разрешении на поездку в СССР…
В фильме снимались актёры Михаил Ульянов, Наталия Белохвостикова, Альгис Матулёнис, Елена Фадеева, Вацлав Дворжецкий, Леонид Плешаков, Константин Жигулев, Анастасия Деревщикова, Александр Кознов, Константин Бердиков, Александр Яковлев, Валерий Ненашев, Борис Щербаков, Андрей Молотков, Виталий Беляков. За первый год демонстрации картину посмотрели почти 5 миллионов зрителей.
Художник Васильев (народный артист СССР Михаил Ульянов). (Кадр из фильма). Виктория Васильева (народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова). (Кадр из фильма)
Киноэпопея «Освобождение»
Киноэпопея из пяти фильмов о Великой Отечественной войне «Освобождение» создавалась в 1967–1971 годах. Её снял режиссёр Юрий Озеров по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. Это международный проект с участием кинокомпаний СССР (Мосфильм), Югославии (Авала-фильм), Италии (Dino de Laurentiis Cinematografica), Польши (PRF-ZF) и ГДР (DEFA).
Фильм первый – «Огненная дуга» (1968) – рассказывает об одном из переломных сражений войны, Курской битве и танковом сражении под Прохоровкой в июле 1943 года. Фильм второй – «Прорыв» (1969) – об освобождении Орла и Белгорода. Третий фильм – «Направление главного удара» (1970) охватывает события от Тегеранской конференции до начала освобождения Польши в июле 1944 года. Снятые в 1971 году фильмы – «Битва за Берлин» и «Последний штурм» рассказывают о взятии Берлина и непосредственном штурме Рейхстага.
Главные роли в киноэпопее «Освобождение» исполнили актёры Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов.
В 1972 г. Юрию Бондареву, Юрию Озерову и другим создателям киноэпопеи была присуждена Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры. В 2002 г. эпопея была отреставрирована на киностудии «Мосфильм» и издана на DVD.
Роман «Непротивление»
Роман Юрия Бондарева «Непротивление» написан в середине девяностых годов прошлого века. Автор продолжает размышлять о том, о чём писал всегда, – о жизни на войне и после войны. Главная тема, которая поднимается в книге, это непротивление злу. Автор категорически не согласен с такой постановкой вопроса и на примере своего героя стремится это доказать. Герой романа – уже привычный читателю «бондаревских» книг молодой лейтенант, вернувшийся с войны. События происходят в первые послевоенные годы. Юрий Бондарев показывает, как сложно было найти своё место после войны всем этим молодым лейтенантам, которые, не успев окончить школы, бросились в бой. И вот война кончилась, а они так и не вылезли из окопов, «закупорены войной» – как говорит героиня этого романа. Их война продолжается, им слишком тяжело войти в мирную, «гражданскую» жизнь, примириться с её порядками, во многом несправедливыми и бесчестными. А часто и беспощадными к воевавшим ветеранам.
Повесть «Юность командиров»
Это одна из ранних повестей Юрия Бондарева. Сюжет разворачивается весной-летом 1945 года. Война близится к победному завершению, а в далёком тыловом городе проходит новый набор курсантов в артиллерийском училище. Курсанты в батарее капитана Мельниченко самые разные – и фронтовики с орденами и медалями, и совсем юные выпускники артиллерийских спецшкол, и студенты, решившие резко сменить свой жизненный путь. Герои повести – Борис Брянцев и Алексей Дмитриев – однополчане. Они помнят форсирование Днепра, рейды в тыл врага, помнят, как теряли в боях своих друзей. В мирной жизни им приходится привыкать к дисциплине и подчинению командирам, учебным занятиям, где нужно вспоминать математические расчёты. После того, как на место старшины назначают Алексея, а Бориса снимают с должности, между ними происходит конфликт. Предательство друга – огромное испытание, боль, не дающая покоя. Автор показывает изменение характера людей в мирное время. Известно, как люди раскрывают в себе то, о чём до войны и не подозревали. А в повести Юрия Бондарева показано обратное – после войны боевые друзья вдруг меняются, и не всегда в лучшую сторону...
Роман «Горячий снег»
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» был опубликован в журнале «Знамя» (1969, № 9–11) и «Роман газете» (№4 за 1970 г.). В книге описывается сражение, которое решило исход всей Сталинградской битвы. Эта книга — живое свидетельство тех страшных событий, в которых автор, будучи молодым лейтенантом, лично принимал участие.
Действие разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе лежат реальные исторические события – попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию Паулюса. На пути немцев, прямо с колес, развертывается армия генерал-лейтенанта Бессонова. В центре повествования судьба артиллерийской батареи лейтенанта Дроздовского. Покинув эшелон, батарея спешно выдвигается навстречу врагу, преодолевая 200 км в тяжелейших погодных условиях. На берегах реки артиллеристы занимают позиции и готовятся встретить врага. Спустя несколько часов, немецкие танки идут в наступление. Взводы лейтенантов Кузнецова и Давлатяна вступают в ожесточенный бой с немецкими танками. Артиллеристы несут большие потери, кончаются боеприпасы. Наконец, генерал Бессонов бросает в контратаку танковый и механизированный корпуса.
Выживший в сражении лейтенант Кузнецов идет по траншее и плачет, вспоминая погибших товарищей: «И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слёз...».
В 1972 году режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману был поставлен одноимённый фильм. Картина признана одной из лучших художественных лент о Великой Отечественной войне. Над сценарием совместно работали Юрий Бондарев, Евгений Григорьев и Гавриил Егиазаров. Музыку к фильму написал композитор Альфред Шнитке. В фильме снимались актёры: народный артист СССР Георгий Жжёнов в роли генерал-лейтенанта Бессонова, Анатолий Кузнецов, Вадим Спиридонов, Борис Токарев, Николай Ерёменко (младший), Тамара Седельникова и другие.
Читая Юрия Бондарева…
«Вся жизнь — бесконечный выбор. Каждый день — от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера — с какой женщиной встретиться, куда пойти, каким образом убить проклятое время. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство. В последние годы я часто думаю, что управляет нашим выбором при жизни? Но кто знает, есть ли выбор после смерти? Ад? Рай? Сон? Что там будет за краем?» (Ю. Бондарев, роман «Выбор»)
«Жизнь становится невыносимой, когда не сиюминутными удовольствиями, а по нравственным законам жить надо». (Ю. Бондарев, роман «Игра»)
«Война – это игра, начатая еще с детства. Люди жестоки с пеленок. Разве вы не замечали, …как возбуждаются, как блестят глаза у подростков при виде городского пожара? При виде любого бедствия. Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают… Это парадокс, это чудовищно, но это так». (Ю. Бондарев, роман «Горячий снег»)
«Всякий национализм – последнее прибежище подлеца». (Ю. Бондарев, роман «Берег»)
Проект «Год лейтенантской прозы на Страстном бульваре» осуществляется Фондом возрождения национальных традиций «НОВЫЙ ВЕК» при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Партнеры проекта – Русский ПЕН-центр и две московские библиотеки – Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова и Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева».