СУДЬБА ТРЕХ КАРТИН СЕРГЕЯ ШАЛЕВИЧА

138
03.07.2023

      Как часто один предмет хранит в себе судьбу человека, а то и целой семьи… И неожиданно может стать ключом к разгадке, являясь, по сути, просто листом бумаги. А если их три? В одной московской семье хранится три памятных изображения. Акварель с видом окраины Бийска, живописный портрет молодого человека. лесной пейзаж с изгородью, выполненный тушью.

      

    Бийск                                              Автопортрет, 16 июля 1926г.Червянка                                    Сибирь, 1926г.

    Именно портрет стал тем «ключом», который приоткрывает дверь в жизнь художника. На обороте картонного паспарту подписано: «Сергей Шалевич. Автопортрет. (погиб вовремя В.О.В.)».  На самом холсте с оборота карандашом указаны дата и место создания: «16 июля 26. Червянка». Понятно, конечно, что на паспарту надпись выполнена отнюдь не рукой художника, а вот на холсте – вполне вероятно, что самим С.Шалевичем. Червянка – село в Троицком районе Алтайского края, входившее в 1926 году в Бийский округ Сибирского края. Так кто же такой Сергей Шалевич с Алтая?
    Ответ на этот вопрос хранится в фондах Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Многочисленные виды Алтая: реки Куербак и Бия, дорога на Катунь, пейзажи бийских окрестностей запечатлены карандашом, тушью и акварелью. А кроме них – Каспий и Кунгур, заповедные места Предуралья… Автор их – Сергей Владиславович Шалевич волею судьбы оказался в Кунгуре уже в послевоенное время. Первый кунгурский пейзаж из тех, что хранятся в музее, написан в 1947 году. Но ведь мы помним, что на автопортрете указано, что молодой художник погиб в годы Великой Отечественной войны? Здесь можно лишь предположить, что связь с ним оборвалась в 1940-е годы. Семья, которая хранит портрет, происходит из Санкт-Петербурга, как и Сергей Владиславович. Отец Сергея был офицером царской армии, мать так же родом из семьи кадровых военных. Именно она дала хорошее домашнее воспитание, в том числе научила рисовать и играть на скрипке. В 10-летнем возрасте, как и старшие братья, Сергей поступил в Императорский II-ой Петра Великого кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где проучился до его закрытия в 1918 году. Позже был рабочим на электростанции, а в 1919 году ушел добровольцем в Красную Армию, воевал против Врангеля. В 1921 году демобилизовался, окончил электротехнические курсы, работал в Петроградском трамвайном парке. Пытался поступить в Академию Художеств, но не был принят: комиссию не удовлетворил рисунок.
    И вдруг, в марте 1925 года С.В. Шалевича арестовали за «недоносительство» на старшего брата-белогвардейца. Именно так он попал на Алтай – на три года ссылки. Позже в этих местах возникнет 7 отделение Сибирского лагеря (отделение ГУЛАГа), основной задачей которого будет освоение ресурсов и строительство печально известного Чуйского тракта. Своеобразной отдушиной для Шалевича становится творчество. На небольших по размеру листах бумаги детально прорисованы горы, реки, лес… Каждая работа подписана и датирована, словно своеобразные страницы творческого дневника.
    После ссылки он возвращается в Ленинград и поступает на работу в тоже трамвайное управление. Жизнь вроде налаживается. Сергей учится на заочном в Электромеханическом институте, женится на Е.М. Шепелевой, работавшей в лаборатории генетики. Возможно, именно тогда его картины «Автопортрет» и «Сибирь»оказываются в той самой семье, а мы помним, что она из Ленинграда, где они сохранились до наших дней. И, скорее всего, были подарены самим художником. Ведь это картины периода ссылки. Особенность этих работ, что это единственные работы Сергея Шалевича того периода. Не надо забывать, что не только в годы блокады Ленинграда многие художественные произведения были потеряны навсегда. А эти работы художника в 1938 году вместе с той семьей, которой они были подарены, переехали в Москву. Так они и сохранились.  А вот надпись на обратной стороне паспарту «Погиб во время В.О.В.» говорит о том, что семья потеряла связь с художником и, скорее всего, там считали, что Сергей Шалевич погиб.
    Но вернемся в 1934 год в Ленинград. В этом году же семья Сергея Владиславовича, в числе многих, попадает в русло репрессий, связанных с убийством С.М. Кирова и их высылают в Вышний Волочек. Проходит еще четыре года, и в 1938 году поляк по происхождению, Шалевич попадает в очередную волну массовых репрессий - так называемые «национальные операции НКВД». Его приговаривают к 6 годам лишения свободы. Отбывает срок художник на берегах Каспийского моря.Груженые парусные суда и теплоходы, баржи, на которых работали заключенные лагеря, запечатлены художником с инженерной точностью. В то же время море на небольших – не крупнее альбомного листа, произведениях, передано необыкновенно эмоционально.
     Как Сергей Владиславович оказался в Кунгуре? Именно сюда, в небольшой тыловой город из блокадного Ленинграда была эвакуирована его семья – жена и дочь. В 1946 году С.В. Шалевич приехал к своей семье в город, расположенный на 101 километре от Перми. Запрет селиться ближе к крупным городам распространялся на тех, кто отбыл наказание по 58 статье.Он устроился бухгалтером в Кунгурский леспромхоз и в свободное время писал полюбившуюся природу Предуралья.
    Возможно, пытаясь наверстать упущенные годы, Сергей Шалевич вел активную культурную деятельность - входил в состав художественной секции Краеведческого музея, по выходным играл в городском оркестре, в 1960-е годы сотрудничал с редакцией газеты «Искра», на страницах которой публиковалась серия его рисунков. Участвовал в выставках в Кунгуре, Молотове (Перми), Москве. В 1967 году в Москве на выставке «Русский лес» получил 3-ю премию. В 1970 году, посмертно, С.В. Шалевичу была присуждена 1-я премия выставки «Ленин и русский лес». О его работах упомянул Д.Налбандян, в тот период действительный член Академии художеств СССР:«Превосходные акварельные пейзажи некоторых любителей своим тонким мастерством могут поспорить с работами профессионалов-художников. Это работы бухгалтера С.Шалевича (Кунгур)…».

   

Работы С. Шалевича на выставке самодеятельных художников «От наива до натурализма» (июль, 2023г.)